Уважаемые посетители сайта! На данной странице Вы сможете найти материал по географии для проведения внеклассных мероприятий и справочный материал, который помогает учащимся при изучении, обобщении некоторых тем географии.
Приемы развивающего обучения географии
Одной из актуальнейших проблем школьного образования является его компьютеризация. Она связана с необходимостью ускорения научно-технического прогресса требующего широкого применения вычислительной техники в различных сферах производства, науки, управления, быта. Не касаясь всех сторон многогранной проблемы компьютерного всеобуча, выделю одну, ограниченную рамками одного школьного предмета – географии. Одно из направлений модернизации системы географического образования в школе является внедрение компьютерных технологий. Процесс использования которых стал возможным при появлении учебных программ и компьютерных классов в школе. При проведении уроков географии с использованием компьютерных технологий передо мной стоит следующая цель:
• Информатизация процесса обучения географии как средство формирования интеллектуальной личности
Основными задачами использования компьютерных технологий на своих уроках я вижу : 1. Повышение мотивации ученика на поиск и приобретение географических знаний. 2. Углубление знаний по географии 3. Развитие психофизических качеств учащихся в процессе их практической деятельности в компьютерной среде. В основе любой методической системы лежат педагогические приемы — наиболее простые по своей структуре способы воздействия учителя на учащихся. Владимир Александрович Блаженов предложил формулу развивающего обучения, которую я применяю в своей деятельности:
+
РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ЛИЧНОСТЬ или применительно к географии — географически образованная личность.
Какие же приемы я использую в своей работе.
Приемы мотивации учащихся. На первое место в своей работе я ставлю приемы мотивации, так как мотивация является весьма существенным критерием. Даже если ученик изначально обладает довольно высокими способностями, но у него нет склонности к учебе (т. е. нет соответствующей мотивации), то все его способности остаются большей частью нереализованными и развивать их практически бесполезно. Создать мотив — значит создать такую ситуацию, при которой у ребенка возникает необходимость применения полученных знаний, причем в ситуации, когда применение этих знаний позволяет ему повысить свой авторитет в глазах сверстников. Выделяю четыре типа мотивов: — стремление к результату; — стремление к самой деятельности, независимо от результата; — стремление использовать данную деятельность для получения промежуточного результата; — стремление получить общественную оценку своей деятельности (поднять свой авторитет). Зная эти четыре варианта мотивации, можно предложить систему стимулов. Так, если ученик ориентирован на прямой или промежуточный результат, то стимулом может служить оценка, которую получил ученик, выполнив правильно тестовое задание или же практическое задание, без которого продвижение дальше по программе не возможно. Если ученика привлекает сама деятельность, то в качестве стимула может служить разрешение на выполнение работы на компьютере. А если он стремится повысить свой авторитет среди сверстников, то стимулом может быть приближение его к учителю (в качестве консультанта по использованию данного программного продукта). В реальности учителю крайне трудно определить для каждого ученика, что именно является основой его мотивации, поэтому в работе разумнее всего применять весь арсенал средств мотивации. Наиболее эффективным методом мотивации учащихся (особенно на ранних этапах) является игра. А так как многие учащиеся используют компьютеры как игровые приставки, то и урок с применением компьютерных технологий они воспринимают как игру. Грамотно подобранный материал для урока позволит ученикам получить нужный «багаж» знаний. Выше перечисленные моменты я реализовываю так: 1. При проведении проверочных работ использую готовые тесты, за выполнение которых компьютер сам выставляет оценку. (Отличники для достижения хорошего результата пополняют свои знания из дополнительной литературы, а слабые учащиеся лишний раз стараются попасть в компьютерный кабинет для тренировки. Результат в любом случае на лицо – приобретение прочных знаний по географии). 2. Использую при проведении урока мультимедийную презентацию ученика, которую предварительно с ним разработала. 3. Зачитываю информацию предоставленную учеником для определенного урока. 4. Демонстрирую подбор иллюстраций, фотографий к уроку, созданный учеником. 5. Использую учение ученика работать с компьютером!!! (практически второй учитель на уроке).
Приемы развития внимания
Вниманием называется направленность сознания личности на какой-либо объект и сосредоточенность на нем психической деятельности. Виды внимание по источникам его возникновения: - Непроизвольное внимание, вызываемое внезапным, неожиданным, ярким, или громким раздражителем. Очень сильное, но нестойкое внимание. - Произвольное внимание, вызванное усилием воли. Требует много энергии на поддержание, дети быстро устают. - Послепроизвольное внимание, возникающее как результат интереса.
Первый вид внимания используется не запланировано, когда компьютер дает сбой и из динамиков идет резкий звук или же не настроена вначале урока звуковая система. Произвольное внимание включается, когда обращаем внимание на появление кадра на экране, где характеризуется структура Гидросферы с последующим разбором каждого вида отдельно. Не смотря на то, что красочно и наглядно все представляется, внимание учеников постепенно рассеивается и приходится менять вид деятельности, переходить от использования ММП к письменной работе. Послепроизвольное внимание может включиться после показа необычных фотографий или фрагментов урока. На любом уроке ученик с интересом воспринимает информации о своем учителе, - "Где расположен данный географический объект, который посетил твой учитель? Какие еще сведения мы можем узнать о данном объекте?» Хочу отметить, что слева фотографии из учебника, а справа фотографии из туристической летописи школы.
Приемы развития памяти
Памятью называют психический процесс запечатления, сохранения и воспроизведения прошлого опыта. Запоминание бывает : -непроизвольное –без специальных волевых усилий со стороны ученика, когда «включен» его собственный интерес, «хочу запомнить»; -произвольное – такое, которое является результатом волевых усилий ученика, «надо запомнить». Фрагмент «Извержения вулкана» очень красочен, не требует волевых усилий для запоминания, ученик непроизвольно запоминает основные элементы вулкана. Самым ярким примером в данном случае является игровой диск "Дракоша". Где необходимо выставить правильно страны по их силуэтам, определить правильно флаг страны, ее столицу.
Приемы развития логического мышления Развитие мышления занимает ведущее место в системе обучения. И это не случайно. В системе «мышление — внимание — память» именно мышление является ведущим звеном. В учебной практике нужный нам факт сможет подвергаться всего шести мыслительным операциям (они на слайде) Если показать фотографию сделанную на вершине горы Оштен, то можно задать вопрос: "Найти учителя на снимке и пояснить, почему он принял такую позу (сидит согнувшись от холода)". Ученики сразу же начинают анализировать ситуацию, в которой оказался учитель и вспоминать климатические условия. В основном данный прием используется в старших классах, когда рассматриваются вопросы экономики стран; в среднем звене при рассмотрении географических открытий или классификации географических объектов, подготовка сообщений по готовым конспектам; выявление причины природных отклонений; Создание обобщенного конспекта.
Выше перечисленные приемы позволяют построить урок с применением компьютера с наибольшей эффективностью. Типы уроков в компьютерном классе Практика проведения уроков в компьютерном классе показала, что наиболее распространенными типами уроков являются: · урок изучения нового материала с элементами компьютерного моделирования, · урок - практическая работа · урок – исследование, · урок – защита проекта. · Урок-обобщения Структура урока изучения нового материала: · вводно-ознакомительная беседа, · практическая работа с элементами компьютерного моделирования, · закрепление материала в ходе индивидуального компьютерного опроса. Урок – практическая работа включает в себя следующие этапы: · методические указания по выполнению работы, · краткую теорию по изучаемому явлению, · тестовый контроль для допуска к работе, · выполнение практической работы. Урок -Обобщающий урок · Тестирование · Составление рассказа по конспекту · Самопроверка с помощью MS Word
Следует учесть, что длительность работы ребят за компьютером не должна превышать тридцати минут, так как в конце урока стоит обсудить основные трудности и обменяться мнениями о полученных результатах. В зависимости от вида урока выбирается то или иное направление использования компьютерных технологий. 1. Первое направление – демонстрация материалов. На уроках географии объяснение нового материала сопровождается наглядными пособиями. Самым главным является карта, но с этим бывают проблемы (нет или старые). А с помощью компьютерных программ, где заложены новые карты, таблицы, схемы, слайды, можно без труда быстро все продемонстрировать. Позволяет направить внимание школьников на важнейшие объекты и явления. Программа дает возможность учителю демонстрировать на экране самые разные географические изображения: плоские, объемные, возможен переход от одних объектов к другим, увеличение объектов. Стало возможным показывать аэрокосмические и фото – снимки, схемы, графики, диаграммы. На уроках мы обязательно используем видеофильмы, но приходится выбирать необходимые сюжеты, искать фильм, бывают проблемы с аппаратурой, в программе заложены самые яркие и необходимые сюжеты, которые идут всего 2-3 минуты. Примеров можно привести много, например, 6 класс: озеро Байкал, извержение вулканов. 7 класс: сюжеты по материкам. Используется мультипликация. Использование диктора дает возможность разнообразить урок. 7 класс – 1500 слайдов, 25 видеофрагментов; 8 класс – 500 слайдов, 35 видеофрагментов; 6 класс – 1300 слайдов, 34 видеофрагмента, 12 - анимаций.
2. Второе направление – показ процессов. Географические процессы, о которых должны иметь представление школьники разнообразны и многочисленны. Мы много детям объясняем, порой на пальцах, а здесь нам дается уникальная возможность все показать детям за 1-2 минуты. Так называемые активные элементы помогают в этом (показ слайда – это часть анимации). С помощью ее детям демонстрируются: смена дня и ночи, времен года, строение Земли, происходит анимация рисунка, присутствуют всплывающие подсказки, образование ледников и зарастание озер и т.д.). Срабатывается поговорка: лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. А так как у детей больше развита зрительная память, то и усвоение материала происходит лучше. 3. Третье направление – практическая работа. В программах заложены практические работы по темам. Носят тренировочный и контролирующий характер. Детям очень нравится выполнять их, а знаний для выполнения требуется много. Все работы составлены по требованиям учебной программы. Усложнение работ идет от класса в класс. В 6 классе – больше тренировочных работ с дальнейшим поощрением (например: после правильной сборки Теллурия – анимация, показ его работы, правильное заполнение таблицы страна – столица, дает возможность просмотра видеофильма: Париж, Токио, Нью–Йорк). В 7 классе – много работ с картами, дети, которые плохо справляются на обычных уроках, здесь имеют возможность и выучить, и исправить свои ошибки, так как компьютер добьется правильного выполнения. В 8 классе есть работы, за которые ставятся оценки и вводится время выполнения. Здесь идет не только заполнение таблиц, но и требуется оформление вывода, то есть подводят детей к научному заключению. При использовании практической работы мы можем работать индивидуально с учеником, предложить ему тот вариант, который ему будет интересен и под силу. 4. Четвертое направление – проверка знаний. Дети в дальнейшем могут подойти к единому государственному экзамену и по устным предметам, где им будут предлагать тестовую работу. Нам необходимо их научить работать с тестом. Но на обычных уроках у нас не всегда есть возможность для этого. А здесь заложены тестовые работы, предусмотренные для каждой темы, в нескольких вариантах и по окончанию оцениваются. Мы можем подходить индивидуально к ученикам (темп работы). Дети могут исправить свои ошибки (выполнить новый тест). Вопросы в тесте составлены по учебнику.
5. Пятое направление – самостоятельная работа уч-ся во внеклассной работе. Все, что заложено в программе, использовать на уроке невозможно. Это планировалось создателями, для того, чтобы дети использовали в качестве справочника, написание сообщений и рефератов. Каждый диск имеет возможность выходить в Интернет. Мы используем в работе: • Составление путеводителей • Поиск информации в Интернет • Составление кроссвордов • Подбор информации по родному краю • Презентации • Дистанционные олимпиады
Применение компьютерных технологий в преподавании географии стало необходимо, у многих детей есть персональные компьютеры, и они активно используют их в подготовке домашних заданий и выполнения творческих работ. Но надо признать, что успешное внедрение компьютерных технологий в преподавание географией возможно лишь при оснащении необходимыми программами и компьютерами. Виды компьютерных программ, используемых при обучении географии
1. Учебные (наставнические) программы ориентированы преимущественно на усвоение новых знаний. Многие из них работают в режиме, близком к программированному обучению с разветвленной программой. В эту же группу можно включить программы для проблемного обучения, которые осуществляют непрямое управление деятельностью учащихся. 2. Программы-тренажеры предназначены для формирования и закрепления умений и навыков, а также для самоподготовки учащихся. Использование этих программ предполагает, что теоретический материал обучаемыми уже усвоен. 3. Контролирующие программы предназначены для контроля определенного уровня знаний и умений. Этот тип программ представлен разнообразными проверочными заданиями, в том числе в тестовой форме. 4. Демонстрационные программы предназначены для наглядной демонстрации учебного материала описательного характера, разнообразных наглядных пособий (картины, фотографии, видеофрагменты). Их разновидностью можно считать географические интерактивные атласы, карты которых можно использовать не только в качестве наглядности, но и “накладывать” друг на друга, компоновать, применять диалоговую и интерактивную графику. К этому типу можно отнести также и презентационные программы, имеющие возможности для графического редактирования и используемые для творческой работы учащихся. 5. Имитационные и моделирующие программы предназначены для “симуляции” объектов и явлений. Эти программы особенно важны для географии, когда изучаемый материал труден для показа или носит абстрактный характер. 6. Информациюнно-справочные программы предназначены для вывода необходимой информации с подключением к образовательным ресурсам Интернета. 7. Мультимедиа-учебники — комплексные программы, сочетающие в себе большинство элементов перечисленных видов программ. Программа разработки презентаций Power Point, позволяет подготовить материалы к уроку, комбинируя различие средства наглядности, максимально используя достоинства каждого и нивелируя недостатки. Электронные таблицы Ехсеl помогут учителю использовать на уроке картограммы и картодиаграммы, построенные по последним статистическим данным, при объяснении нового материала, организовать в классе практическую работу по анализу статистических данных с построением графиков, картограмм. В этом случае графики, картограммы и картодиаграммы выполняют функции не только средства наглядности, но и источника географических знаний. Текстовый редактор Microsoft Word 2000 предназначен для того, чтобы готовить учебно-методическую документацию (тематические и поурочные планы) и раздаточный материал (карточки-задания, контрольные тесты, кроссворды и т.п.) быстро и эффективно, создать качественно оформленные документы, удовлетворяющие высоким эстетическим требованиям..
Характеристика типов объектов, представленных в электронных изданиях, применяемых на различных этапах урока Приведу характеристику типов объектов, представленных в электронных изданиях с указанием на возможность их использования на различных этапах урока. Этап “Объяснение”. Цветные рисунки и фото-учебники и методические пособия не могут иметь большой иллюстративный материал, т.к. это резко повышает их себестоимость. Цифровые технологии позволяют при той же стоимости насытить издание большим количеством цветных иллюстраций. Цветные фотографии позволяют расширить иллюстративный ряд, придать ему приближенность к реальной жизни. Слайд-шоу – сменяющиеся иллюстрации (фотографии, рисунки) с дикторским сопровождением. Придают данному этапу большую эмоциональность, выразительность, наглядность. Видеофрагменты – выполняют функцию, аналогичную использовавшимся ранее учебным кино- и видеофильмам, однако в сочетании с компьютерными технологиями выводят их на качественно новый уровень (возможность использования паузы, копирования кадра, увеличения отдельного фрагмента, сопровождения его текстом, выносками; создание собственного объекта на основе кадра и т.д.) Анимации короткие (упрощённые) – “ожившие картинки”, показывающие короткую динамику процесса. Могут содержать всплывающие подписи, выделение отдельных частей, сопроводительный текст диктора или быть интуитивно ясными в силу понятности содержания первого кадра и названия объекта. Интерактивные модели – анимация, ход которой зависит от задаваемых начальных условий. Могут использоваться для имитации географических процессов. К этому типу объектов можно отнести интерактивные таблицы (когда фрагменты могут “оживать” в короткие анимации или укрупняться с появлением новых деталей). Интерактивные рисунки - упрощённый вариант интерактивных моделей. При подведении курсора к такому рисунку отдельный объект или часть объекта выделяется подсвечиванием или изменением цвета, и всплывает его название. Вспомогательный материал – сюда можно отнести справочные и обобщающие таблицы, определения величин, формулы. Они могут быть использованы на этапе объяснения для того, чтобы не работать с доской и мелом при проведении урока в компьютерном классе. Этап “Закрепление”. Задания с выбором ответа - компьютерные технологии позволяют легко анализировать, сохранять и обрабатывать задания, где требуется выбрать один или несколько вариантов ответа из предложенных. Такие задания помимо текста могут содержать рисунки, а также фотографии, видео- и анимационные фрагменты (однако пока чаще всего содержат только тексты, формулы и рисунки.) Задания с необходимостью ввода числового или словесного ответа с клавиатуры – анализ числа или слова (словосочетания), введённого в специальное поле, в настоящее время также доступен большинству обучающих программ. Вспомогательный материал – справочные и обобщающие таблицы и т.п. могут быть использованы и на этапе закрепления – если учащийся обращается к ним при выполнении заданий или ликвидации пробелов в знаниях. Этап “Контроль”. Контрольно-диагностические тесты – помимо протокола выполнения всех заданий содержат обоснованный анализ пробелов знаний по данной теме и рекомендации по их ликвидации.
Подведение итога. Исходя из личного опыта, я вижу ряд важных преимуществ использования информационных технологий на уроке: • Экономия учебного времени • Большое количество наглядного материала • Лучшее усвоение за счет подключения разнообразных каналов обучения • Показ географических процессов в действии • Облегчается проверка тестовых работ • Снижение уровня тревожности учащихся • Компьютерные уроки, как нетрадиционные, повышают интерес к изучению географии • Урок-диск может быть предложен ученику, пропустившему урок для самостоятельного изучения • Почти исключается возможность отвлечения от темы • Материал хранится на диске и удобен для дополнения
Анализируя результативность работы учащихся, можно сделать следующие предварительные выводы: · наблюдается заметное повышение мотивированности обучения; · усвоение алгоритма научного исследования способствует формированию научного мировоззрения учащихся; · вырабатываются презентативные умения и навыки. • Использование фотографий с помощью ММП способствует развитию интереса к предмету география • Использование ресурсов Интернет влечет желание знать больше о незнакомой местности, возможность сравнения своих знаний со знаниями своих сверстников • Качество обучения в 7 классе возросло с 81% до 90% • Овладеют компьютером 100% учащихся 7 класса (в рамках урока) • Эффективно проходит закрепление сформированных знаний и умений • Возрастает роль самостоятельных исследований Необходимым условием успеха является сочетание современных образовательных информационных технологий и традиционных методов обучения, постепенность внедрения новых методик. В качестве критериев успеха на данном этапе можно считать эмоциональное состояние учащихся на уроках, оценки и общую успеваемость класса, способность каждого ученика действовать осмысленно.
Однако нетрадиционные уроки несут с собой и трудности, которые необходимо учитывать: • Выделение на первых уроках время для незапланированных экспериментов • Цели и задачи урока ставить перед учениками до проведения компьютерного эксперимента, так как ученики, увлекаясь работой, порой не слышат учителя • Невозможно синхронизовать работу учеников
Компьютер — это величайшее достижение современной технологии, должен стать незаменимым помощником учителя, однако не следует думать, что компьютер сможет заменить учителя. Я считаю, что современный учитель просто обязан владеть компьютерной грамотностью. Это позволит ему проводить современные уроки с использованием компьютерных технологий. А значит повышать мотивацию обучения учащихся, добиваться высоких показателей качества обученности своих учеников, развивать стремление к саморазвитию и творческому росту. Используя в своей работе компьютер, я получила ответы на вопросы и сегодня с уверенностью и конкретными примерами могу сказать об областях применения компьютера на уроках географии:
Это далеко не полный перечень тех возможностей, которые дает мне компьютер в обучении географии. Соединение географического образования с компьютерными технологиями обладает, по сравнению с традиционным обучением, рядом достоинств: 2. Компьютер служит тем связующим звеном, с помощью которого налаживается естественное взаимодействие всех организационных форм учебно-познавательной деятельности учащихся – урочных, контрольных занятий и самостоятельной работы. 3. Компьютерные технологии способствует активизации аналитической деятельности обучаемых. Предполагается не только воспроизведение информации, но и оперирование ею. Использование компьютера способствует превращению полученной суммы знаний в собственные убеждения. 4. Компьютерная экспансия в естественные дисциплины содействует углублению демократизации методики преподавания, так как компьютерные технологии основаны на ослаблении субъективного фактора в контроле знаний и позволяет снять социально-психологические ограничения. Обучаемые освобождаются от тривиальной связки “учитель – ученик”, тем самым раскрепощаются их творческие возможности, они абстрагируются от субъективизма и консерватизма обучающихся, получают возможность осуществлять самоконтроль уровня знаний. 5. Компьютерные технологии содержат огромные мотивационные возможности. Важным мотивационным фактором служит игровой характер компьютерных технологий. Игровыми элементами компьютерного тестирования являются состязательность, экстремальность ситуаций, требующих от пользователя принятия неординарных решений. скачать статью...
|
Справочный материал для урока географии ______________
География мирового хозяйства подробнее... _______________
Страны мира, ставшие сувереннми в 40-90-х годах подробнее... ______________
Природные ресурсы мира подробнее... ______________
Формы государства европейских стран подробнее... ________________
|
|||