ДООГ - 2009К О Р Ж О В Е ЦПриветсвуем Вас на сайте команды КОРЖОВЕЦ!

Домашняя
Методическая копилка
Конкурсный тур
Обучающий тур
Практический тур
Наш хутор

Содержание страницы:

1.     Критерии обучающего тура олимпиады.

2.     Отчет команды о проведении обучающего тура олимпиады

 

1.Критерии обучающего тура олимпиады.

Вопрос № 1:

Политическая карта мира, как всякая карта, является источником географической информации. Какую информацию можно извлечь из политической карты мира?

 

Критерии оценки вопроса № 1:

На политической карте можно найти следующую информацию:

1. Положение государств на карте мира:

- названия государств мира;

- названия столиц государств и их положение в пределах территории государств;

- местоположение государств мира (положение в рамках градусной сети);

- положение государств и их границ относительно природных объектов

(материков, океанов, морей, крупнейших рек и озер);

- положение государств относительно друг друга;

2. Общие параметры территории:

- размеры и форма государств;

- «рисунок» границ государств;

3. Зависимость одного государства от другого - принадлежность несамоуправляющихся стран и территорий.

 

Вопрос № 2:

Что такое государственная граница? Как глубоко, высоко, и широко она простирается? Как граница обустроена на суше и на воде?

 

Критерии оценки вопроса № 2:

Государственная граница – линия, проведенная на карте и на местности, и перпендикуляры, восстановленные от этих линий до границы земного пространства с Космосом и до центра Земли в глубь её недр.

Сухопутная граница между государствами, как правило, предполагает наличие пограничных знаков и пограничной полосы (ширина которой может быть различной – от нескольких

сантиметров до нескольких десятков метров).Морская граница пролегает на расстоянии 12

морских миль от побережья государства. При этом пограничный контроль государства осуществляется ещё дальше – в прилежащей зоне, ширина которой также равна 12 милям. Над континентальным шельфом и материковым склоном располагаются исключительная экономическая зона и исключительная зона рыболовства шириной 200 миль. Государство имеет также право на разведку и разработку  естественных богатств в пределах не более

350 миль континентального шельфа.Линия границы, как правило, на воде не отмечается (иногда её прохождение обозначают с помощью пограничных буйков).

Вопрос: «Хорошие границы делают хороших соседей». Как вы понимаете это высказывание? Проиллюстрируйте его примерами.

Ответ на этот вопрос имеет два аспекта:

1) юридически грамотно оформленные границы (если государства-соседи не имеют взаимных территориальных претензий,оформили договор о делимитации границ (определили общее положение и направление государственной границы между путём переговоров) и их демаркировали (оформили на местности специальными пограничными знаками), то у этих государств нет оснований для споров, связанных с разграничением территории). Например, границы между США и Канадой.

2) тесные деловые и дружеские отношения между населением приграничных территорий стран-соседей. Например,отношения между населением стран Шенгенской зоны.

 

Вопрос № 3:

Перед вами четыре группы государств:

Оман, Катар, Индия

Бангладеш, Малайзия, ОАЭ

Бруней, Пакистан, Саудовская Аравия

Таиланд, Казахстан, Япония

а) Найдите в каждой группе «лишнее» государство.

б) Какой признак объединяет все четыре группы оставшихся азиатских государств?

в) По какому признаку объединяются два оставшихся государства в каждой группе?

г) По какому признаку можно объединить в одну группу четыре «лишних» страны?

 

Критерии оценки вопроса № 3:

а) «Лишними» государствами в каждой из четырех групп оказались: Индия,

Бангладеш, Пакистан и Казахстан.

б) Оставшиеся государства всех четырех групп по форме правления – монархии.

в) В Омане и Катаре - абсолютная монархия, в Малайзии и Объединенных Арабских

Эмиратах – выборная монархия, в Брунее и Саудовской Аравии -теократическая монархия,

в Японии и Таиланде – конституционная монархия.

г) «Лишние» государства можно объединить в одну группу по форме правления: все они – республики.

 

Вопрос № 4:

Составьте два списка европейских государств: на начало 1945 года и на конец 1995 года. Сравните эти списки. Назовите не менее трёх причин изменения числа европейских стран за этот период. Проиллюстрируйте примерами каждую из названных причин.

 

Критерии оценки вопроса № 4:

С 1945 по 1995 гг. на политической карте Европы произошли следующие  крупные изменения:

Во-первых, в 1949 году  после Второй мировой войны на территории  Германии были образованы два государства: Федеративная Республика Германии и Германская Демократическая Республика. В 1990 году они были объединены в единое государство – Федеративную Республику Германию.

Во-вторых, освобождение от колониальной зависимости Мальты (1964);

В-третьих, произошел распад некоторых федеративных государств и образование в пределах их территорий новых независимых государств: СССР (в Европе: Латвия, Литва, Эстония, Белоруссия, Молдавия, Российская Федерация, Украина), СФРЮ (Словения, Хорватия, Югославия, Босния и Герцеговина, Македония), ЧССР (Словакия, Чехия).

 

Вопрос № 5:

Назовите государства, которые последними освободились от колониальной зависимости в Европе, Азии, Африке и Америке.

Кому принадлежали территории этих государств? В каком году они обрели независимость?

 

Критерии оценки вопроса № 5:

Последними от колониальной зависимости освободились:

- в Европе – Мальта, которая до 1964 г. Была колонией Великобритании;

- в Азии – Мальдивы, которые до 1965 г. Были колонией Великобритании

(правильным также можно считать ответ: Бруней, который до 1984 г. был под протекторатом Великобритании);

- в Африке – Намибия, которая до 1990 г.являлась полуколонией – подмандатной территорией ЮАР;

- в Америке – Сент-Китс и Невис, которые до 1983 г. были полуколониями – «ассоциированным с Великобританией государством».

 

Вопрос № 6:

Посмотрите на список прежних названий африканских государств:

Бечуаналенд, Португальская Гвинея, Северная Родезия, Испанская Сахара, Британская Восточная Африка (Танганьика, Занзибар, Уганда и Кения), Берег Слоновой Кости, Ньясаленд, Южно-Африканский Союз, Юго-Западная Африка, Дагомея, Французская Экваториальная Африка, Верхняя Вольта, Убанги-Шари, Золотой Берег, Южная Родезия, Французская Гвинея, Бельгийское Конго, Абиссиния.

1. Какие признаки (географические, исторические и т.д.) отражены в этих названиях государств? Аргументируйте свой ответ.

2. Установите их современные названия.

3. Почему на современной политической карте мира названия этих государств звучат по-другому?

 

Критерии оценки вопроса № 6:

1. В приведенных названиях африканских стран отражены:

- ГП страны: Южно-Африканский Союз, Юго-Западная Африка, Французская Экваториальная Африка, Северная Родезия, Южная Родезия;

- природные особенности стран: Верхняя Вольта (верховья рек Белая, Черная и Красная Вольта), Ньясаленд (Земля около озера Ньяса), Убанги-Шари (в бассейне двух рек);

- фамилия исторического деятеля: Северная Родезия, Южная Родезия (Сесиль Джон Родс, см.http://ru.wikipedia.org/wiki/Сесиль_Джон_Родс);

- колониальная зависимость от другого государства: Французская Гвинея, Бельгийское Конго, Британская Восточная Африка (Танганьика, Занзибар, Уганда и Кения), Испанская Сахара, Португальская Гвинея;

- название народа: Дагомея, Бечуаналенд, Абиссиния;

- вид хозяйственной деятельности, который был распространен на данной территории: Золотой Берег, Берег Слоновой Кости.

2. Прежние и современные названия африканских государств:

Бечуаналенд – Ботсвана,

Португальская Гвинея – Гвинея-Бисау,

Северная Родезия – Замбия,

Испанская Сахара – Западная Сахара,

Британская Восточная Африка (Танганьика, Занзибар, Уганда и Кения)

Берег Слоновой Кости – Кот-д'Ивуар,

Ньясаленд – Малави,

Южно-Африканский Союз – ЮАР,

Юго-Западная Африка – Намибия,

Дагомея – Бенин,

Французская Экваториальная Африка – территории современных государств Габона, Чада, Центральноафриканской республики, Республика Конго

Верхняя Вольта – Буркина-Фасо,

Убанги-Шари – Центральноафриканская республика,

Золотой Берег – Гана,

Южная Родезия – Зимбабве,

Французская Гвинея – Гвинея,

Бельгийское Конго – Демократическая Республика Конго,

Абиссиния – Эфиопия.

3. После обретения независимости африканскими государствами их граждане хотели стереть память о своём колониальном прошлом. В связи с этим большей части государств стали давать названия на языке местного населения.

 

Вопрос №7:

Определите страну по пяти особенностям.

1) Это одно из старейших государств Европы.

2) Это конституционная монархия.

3) Две территории страны пользуются внутренней автономией.

4) Имеет одного сухопутного и двух морских соседей.

5) В начале XX века эта страна – один из крупных центров изучения физики атома.

 

Критерии оценки вопроса № 7: Дания.

 

 

 

2.Отчет команды о проведении обучающего тура олимпиады

 

 

Коржовец, id 014 otchet

Руководитель команды Воробьева Светлана Александровна.

 

Организация работы команды:

1. Работа команды была спланирована следующим образом - так как команда

 состоит из учащихся разных классов, то решили разбиться на группы по

два человека и найти ответы на выбранные вопросы. Если чья-то подгруппа

 быстро находит ответ на свои вопросы, то подключается к решению

оставшихся вопросов. Через четыре дня собрались для обсуждения найденных ответов. После обсуждения, приняли решение: какие ответы полностью раскрывают вопрос, а какие необходимо доработать. На доработку оставили еще три дня.

После получения критериев провели самопроверку. Оформлением странички на сайте команды занимались ребята 10 класса.

Отправление отчета поручили ученикам 9 класса.

2. Роль лидера Штанько Анастасии заключалась в том, что она взяла на себя распределение вопросов между ребятами, контролировала, чтобы одновременно две подгруппы не мешали друг другу при работе в Интернет. Собирала команду для корректировки деятельности, консультировалась с руководителем по поводу подключения помощников (их было достаточно много).Искала ответы на вопросы олимпиады.

3. Руководитель команды Воробьева Светлана Александровна в это время проводила в школе неделю географии, некоторые вопросы недели перекликались с темой олимпиады. По рекомендации руководителя к нахождению ответов на 6 вопрос привлекли семиклассников, на второй вопрос рекомендовала шестиклассников. Светлана Александровна присутствовала при обсуждении ответов на вопросы и дала рекомендации после коллективного обсуждения, как более эффективно продолжить работу над поиском ответов, какие источники информации еще можно использовать. После получения критериев обучающего тура, была проведена командой самопроверка. Руководитель помогла организовать конференцию, на которой обсуждались результаты проведенной работы, участники команды и помощники обменялись мнениями, определили положительные моменты совместной работы, выявили недостатки совместной работы и сделали соответствующие выводы. Роль руководителя являлась координирующей и направляющей для участников команды.

4. Так как техническим консультантом является так же наш руководитель, то она в основном поддерживала связь с кабинетом информатики, чтобы мы могли работать в Интернете и вовремя отправить отчет.

5.Трудности: - в эти сроки проводились краевые контрольные работы по русскому языку и математике.

 

Результаты работы команды с заданием обучающего тура.

1. Капитан команды Штанько Анастасия распределила ребят следующим образом: Черненко Игорь и Коняшов Евгений - взяли вопросы 1,3,7,

Банникова Мария и Орленко Оксана - взяли вопрос 2 и 5, Гукалова Татьяна и Штанько Анастасия - взяли вопрос 4 и 6.

Работали как дома, так и в школе,  появились помощники из числа учащихся 7 класса, которые в это время участвовали  в неделе географии и темы перекликались с вопросами олимпиады. Надо отметить, что на вопрос 3 Игорь ответил через час, после получения вопроса, используя книги в кабинете географии. Шестиклассники пользуясь тем, что посещают кружок по информатике дали полный ответ на второй вопрос, тем самым помогли ребятам из 10 класса все силы приложить на поиск ответов вопроса 1 и 7. 2. Таким образом, работа была организована в виде групповой деятельности с последующим промежуточным обсуждением. Промежуточное обсуждение проходило только внутри команды, а вот конференция с привлечением учеников, которые помогали искать ответы. Недостаток работы заключался в том, что не всегда ребята запоминали адреса сайта, считая их вспомогательными. В заключении конференции сделали соответствующие выводы на будущее.

 

3. Вопрос№1:

- Н.П.Неклюкова и др.География: справочник для старшеклассников и поступающих в вузы.М.:АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2007г;

-Максаковский В. П. Экономическая и социальная география мира. – М.: Просвещение, 2007;

 

Вопрос № 2:

- Н.П.Неклюкова и др.География: справочник для старшеклассников и поступающих в вузы.М.:АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2007г;

-http://www.strana-oz.ru/?numid=7&article=307

 

Вопрос № 3:

-Н.П.Неклюкова и др.География: справочник для старшеклассников и поступающих в вузы.М.:АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2007г;

 

Вопрос №4:

-В.Н.Холина,А.С.Наумов.География для школьников и абитуриентов: политическая карта мира:пособие для учащихся.М.:Просвещение, 2004

-http://www.strana-oz.ru/

-http://country.turmir.com/continent_3.html

 

Вопрос №5:

--В.Н.Холина,А.С.Наумов.География для школьников и абитуриентов: политическая карта мира:пособие для учащихся.М.:Просвещение, 2004

 

Вопрос № 6:

-http://ru.wikipedia.org

--Н.П.Неклюкова и др.География: справочник для старшеклассников и поступающих в вузы.М.:АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2007г

 

Вопрос №7:

-http://ru.wikipedia.org

-Н.П.Неклюкова и др.География: справочник для старшеклассников и поступающих в вузы.М.:АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2007г.

 

4. Результат работы команды можно оценить на отлично, так как команда показала себя как единое целое при достижении результата, при этом смогла сплотить вокруг себя единомышленников. По сравнению с прошлым годом, ребята грамотно распределили свои сили.

 

5.За вопросы обучающего тура команда набрала 10 баллов, допущена неточность в вопросе №4.

 

 

Коржовец, id 014

 

 
   

Домашняя Методическая копилка Конкурсный тур Обучающий тур Практический тур Наш хутор

Hosted by uCoz